В России стали меньше строить торговые центры

Рынок торговой недвижимости в крупных городах России перестал расти: под влиянием кризиса девелоперы остановили строительство новых объектов. Теперь застройщикам придется осваивать города поменьше, а в Москве конкурировать за транспортно-пересадочные узлы, где разрешено создавать торговые площади.

В городах-миллионниках России остановился рост показателя обеспеченности торговой недвижимостью, следует из данных Knight Frank. В 10 из 15 городов, попавших в выборку, по итогам первой половины 2018 года этот показатель остался на уровне, зафиксированном за аналогичный период прошлого года. Незначительный рост произошел в Москве (с 487 до 502 кв. м на 1 тыс. жителей.), Красноярске (с 316 до 338 кв. м), Казани (с 327 до 357 кв. м), Ростове-на-Дону (с 439 до 486 кв. м), Воронеже (с 464 до 497 кв. м). Отсутствие новых строек — результат падения девелоперской активности, произошедшего в начале текущего кризиса.

По словам госпожи Хакбердиевой, сейчас в Москве дополнительным фактором торможения рынка стал дефицит площадок под строительство — «это подтолкнуло развитие community-центров в составе жилых комплексов, а также торгцентров в границах транспортно-пересадочных узлов».

Сокращаются не только объемы ввода торговой недвижимости, но и параметры ранее заявленных проектов. Девелоперы меняют концепцию будущих объектов или сдвигают сроки строительства и ввода. В России заявлено строительство 2 млн кв. м торговой недвижимости, половина этого объема — в городах-миллионниках. Проекты разморозят, когда девелопер сочтет условия подходящими. По данным Nielsen, семь из десяти походов в магазин приходятся на формат «у дома». Гипермаркеты — якорные арендаторы большинства торгцентров. Fashion-ритейлеры, продолжает эксперт, вынуждены конкурировать с онлайн-торговлей и адаптироваться к сокращению расходов потребителей. Один из вариантов адаптации к изменившимся условиям — упрощение формата и удешевление строительства. Девелоперам крупных объектов со значительной развлекательной составляющей приходится принимать во внимание увеличение сроков окупаемости проектов. «Покупка качественных объектов в небольших городах с населением около 300 тыс. человек — популярный запрос, но купить нечего.

Источник: СИА

Оставить комментарий

Обсуждение закрыто.